Впечатления участника 12-часового забега.
Главная » Новости » 2018 » 2018_8 » Впечатления участника 12-часового забега.Когда жена по прибытии домой спросила: «ты пьяный, что ли?», я понял, что пробег удался, и мне удалось выложиться более-менее полностью. Но, правда, на вопрос родных, зачем мне это нужно, пока я отвечаю неуверенно, в стиле Портоса («Я дерусь потому, что я дерусь»), а слабой отговоркой служит неубедительный аргумент, что на пробеге я был один из самых молодых, а значит, у меня всё ещё по-прежнему впереди. И бегать мне предстоит хотя бы до 80-ти, и пусть молодёжь на меня показывает пальцами.
Несмотря на то, что в моём багаже пробегов есть длинные забеги по лесам, по горам (одних Налибок уже 9 штук, предмет зависти Сане-напарнику, он был на первых, в отличие от меня!), легкоатлетических непрерывных забегов в районе 100 км по ровному асфальту испытать не удавалось. За последние пару лет марафон-то удалось пробежать один, и тот в режиме «спасибо, что живой», всё остальное – как-то ближе к ста кэмэ по разной степени горбатости земле, и мягко говоря, небыстро. Хотелось попробовать чего-то необычного, так что 12-тичасовой бег пришелся как нельзя более кстати. Кирилл Синица сказал, когда я заикнулся об участии: «Мы с Лёней уже участвовали в этом трэшачке, теперь твоя очередь». Тем более кусочек этой дистанции мне довелось попробовать в 2015 году, когда развлекал там на финишных часах Кирилла, и теперь втайне надеялся, что он отплатит мне тем же.
Так что трасса была уже знакома, условия от организаторов известны ещё с первого моего марафона, «Радуга», мало какие пробеги могут сравниться по уюту и комфорту с организованными марафонской командой Шри Чинмоя. А учитывая, что пробеги у них бесплатные, недостатки уж вовсе искать не хочется.
В качестве ознакомительной технической информации прочитал с удовольствием впечатления Александра Радиончика, бегавшего в 2016 году, прикинул, что с собой брать из питания, какими кусками нарезать сало, исходя из длины круга в 2500 метров, и сколько брать стаканов.
Питание у меня за последние годы радикализовалось, бросает меня из крайности в крайность, и если раньше мог есть на бегу практически что угодно, особенно если в приятной компании, то теперь путем экспериментов над собой добегался до того, что приходится выбирать, что съесть, а даже самое невинное из съеденного может тому, кто сидит внутри меня, резко не понравится. Никакие строгости не помогают, а на последних Налибоках дошло до того, что есть я мог только грейпфрут из-за его кисло-горько-сладкого вкуса, а пить – только колу или воду с лимоном. На данном забеге можно было себя баловать каждый круг, и я набрал колы как на выездную торговлю. Заодно заготовил лимон для нарезки, но в утренней суматохе перед выездом благополучно его забыл в холодильнике, и, не обнаружив искомое в продуктовом ящике, понял, что всё пойдёт хорошо.
Поскольку решился на забег я заранее, не в последнюю минуту, у меня было время осмыслить итоги Налибок, на которых мы с Даниилом Тюевым хоть и умудрились перебегать конкурентов по возрасту, но результат был далек от желаемого и ожидаемого. Надо было исправлять недостатки тренировки и подготовки. Чтобы их исправить, у меня был план, который включал в себя приседания, подтягивания, гирю и немного бега. Из обнадеживающих факторов в мою пользу говорили новые модные кроссовки и факт, что я неплохо сопротивляюсь травмам (потому что мало бегаю, всё логично). Отталкиваясь от этого, за пару недель до старта удалось набрать ударными темпами небольшой беговой объём, достаточный для запуска эффекта суперкомпенсации.
Сам старт для меня оставался под вопросом до последнего момента, и подробности жене пришлось раскрыть уже непосредственно при оформлении разрешения от домашних дел на субботу, когда стало понятно, что я что-то темню с длиной пробега.
В общем, волею судеб оказался в субботу 28-го июля в 9:00 на старте 12-часового забега «Самопреодоление», организованного марафонской командой Шри Чинмоя, среди ещё 20-ти таких же увлеченных идеей провести предстоящий теплый июльский денёк наматывая круги по асфальтовой лыжероллерной трассе длиной 2570 метров, что находится в районе Дражни, город Минск. Трасса эта 3 года назад числилась как будто длиной 2520, но была перемеряна спецколесом и признана длиннее. На предыдущие пробеги эта длина не распространилась, но лично мне идея пробежать меньше, а хвастать больше, пришлась по душе. Тем более я втайне надеялся перебегать если не позапрошлогоднего Лёню (104370 м), то хотя бы Кирилла (103320 м).
На месте обнаружил практически всех знакомых регулярных участников подобных соревнований, так или иначе со всеми уже встречались раньше, незнакомы мне только пара молодых людей, да одна из двух участвующих девушек. Из всех 21 человека я нахожусь на стороне молодняка, и основной контингент – легенды белорусского сверхмарафона, оторопь берет, когда читаешь протоколы соревнований, в которых бегали эти люди, рядом с которыми имеешь честь бежать.
Видимо, на подобных мероприятиях вживую воплощается лозунг «Движение - жизнь», и, стало быть, бесконечное движение символизирует бесконечную жизнь. Жаль, сам не видел, как 80-тилетний Игорь Афнагель в качестве разминки перед стартом подошел к турнику на дереве и, по словам очевидцев, подтянулся непринужденно 6 раз. Подобная реализация воли к жизни вызывает бесконечное уважение и желание двигаться самому без каких-то отговорок и оправданий лени.
Регистрация не вызвала никаких вопросов, все предварительно зарегистрированы, подробный брифинг никому не требовался, с техническими моментами все знакомы, а кто незнаком – узнает по ходу, время есть. С Вадимом Федосевичем из Кобрина с удовольствием зацепились языками и мило проболтали первые пару часов пробега, пока солнце ещё не начало кипятить мозги и мысли ещё не сварились.
Погода обещала быть как накануне – без признаков дождя и похолодания, обещанные на день +28, по ощущениям, были выполнены сполна. По условиям забега трасса весьма специфическая – идеально ровная полоса асфальта шириной метра 4, и как упоминалось, 2570 метров длиной, с парой ненапряжных шпилек-поворотов, местами дорога идет параллельно друг другу, с возможностью перехода с полосы на полосу, и для дополнительного контроля возможности срезки на дальнем участке трассы был посажен счетчик-контролер.
Большая часть трассы проходит среди соснового леса, что, с одной стороны, даёт прекрасный запах и известное количество кислорода, но с другой стороны – плохо продувается, и если день не ветреный, а такой, как выпал нам на пробег, жаркий и безветренный, то под пологом деревьев от земли создается ощущение духоты, и местами было легче бежать по недлинной просеке ЛЭП – хоть под солнцем, зато ветерок.
Перепад высот на трассе – около 15 метров, приходящихся на предфинишный участок, практически весь набор идёт на 200-300 метрах. Три года назад, бегая с Кириллом, я слабо ощутил этот тягунок, но сейчас предстояло насладиться им по полной. Первый час с Вадимом мы пробегали круг без перехода на шаг, но затем разум победил, и начиная с 4-5 круга мы торопились медленно, заходя в подъём пешком.
За время преодоления первого марафона за 4,5 часа меня несколько раз успели округлить несколько человек, Лёня Борисевич от жадности к славе задал отличный темп, который поддержал Пётр Рагойша, свежерожденный суточник. Гнаться за ними не было никаких оснований и желания, только провожал завистливо при очередном обгоне глазами. Лёня один раз предложил мне не сачковать и догонять его, на что в ответ я предложил ему постоять на месте, чтобы подождать меня без этой всей спешки. Лёня не внял, скрылся за поворотом.
Беспокойства добавляли и ветераны пробегов. Владимир Кандыбо успел к середине обойти меня на круг, Анатолий Бунос тоже не стоял на месте, они с лидчанином Владиславом Сосной тихо и спокойно округлили меня к середине времени. После часов 5 все на дистанции перемешались, и после остановок на питание очень трудно было понять, то ли ты обгоняешь кого-то на круг, или это он остановился попить. Счётчики на финише каждого круга при появлении из-за поворота бегуна объявляли в мегафон его номер и количество пройденных кругов, можно было следить за прогрессом и при случае несогласия в подсчете попытаться переспросить и уладить вопрос с судьями. С моей стороны за всю дистанцию претензий не было, пару раз объявляли не те круги, но это было связано не с подсчетами, после моего вопроса объявляющий сразу поправлялся, и в моей голове всё вставало на место.
Отдельного слова заслуживает упоминавшийся наш одноклубник-аматаровец Игорь Афнагель, которому в этом году исполнилось 80 лет. Всё время он проводил на трассе, я не видел, чтобы он отдыхал, и преодоленные 67 километров говорят о том, что это было не просто передвижение медленным шагом, но вполне напряженное быстрое перемещение. Каждый раз, когда я видел его в поле зрения - понимал, что у меня будет всё в порядке до тех пор, пока этот железный человек находится на трассе.
По ходу забега пришлось пережить некоторый энергетический кризис. Ближе к 6 часам организм пару раз подавал признаки отказа от скорости – темнело в глазах, всё сильнее хотелось присесть, а ещё лучше – прилечь, но у меня для него был план по обману: обещание грядущих перспектив отдыха и ложное ослабление нагрузки. Но по его (организма) требованию пришлось пройти целый круг, заодно рассасывая на ходу таблетку энергетика Carbonex’а, которая как валидол, только для спортсменов.
Ходьба и таблетка помогли, и начиная с 6-го часа я опять забегал. Пусть как усталый бегемот, но всё-таки это был бег.
Пытаясь найти все возможные способы мотивации, я на старте запустил для интересующихся моей судьбой прямую трансляцию с часов, но хваленый Garmin глюкнул через пару кругов, потерял сигнал GPS, и темп брал по инерционному датчику. Расчет темпа отличался существенно, мне льстило, что бегаю по 6:15 даже на второй половине дистанции, но разумом понимал, что это очень маловероятно. Впрочем, быстрее я всё равно не очень-то мог.
Организаторами был развернут пункт питания на старте/финише круга, и даже несмотря на бесплатность пробега для его участников, меню было весьма разнообразное, как в питье, так и в еде.
Были минеральная вода, квас, несколько видов чая и компоты (про компот – отдельное слово далее), фрукты, печенье, после 6-ти часов появилась дополнительная пища (помню про кашу и суп), но мне ничего не глянулось, так и не смог заставить есть что-то кроме грейпфрутов. Съел их за всё время пару больших штук, это пошло и как еда, и как развлечение, пока чистишь и ешь – сосредоточен до предела, ни на что другое сил не остается. Поел – вытер руки об одежду или об себя – сразу и помылся.
Долгое время, от расставания с Вадимом до прихода гостей, слушал музыку, на наушники желания не было, а с колоночкой очень даже весело. Правда, подборка была на любителя, классика в этот раз зашла, как будто я тонкий ценитель с музыкальным слухом. Мыслей о бодрых роковых мелодиях не было, струнные трели и гром духовых сопровождали меня почти 4 часа.
На финише очередного круга услышал какой-то необычный шум, крики и аплодисменты. Кто-то кричал: «Ваня, давай!», и я уж было подумал, что с организаторами приключилось что-то нехорошее, но потом услышал «Ваня, ты лучший!», и понял, что это заехали друзья с Жук-трейла поддержать своего кореша очно. Кирилл, Таня, Ваня, Андрей, Сергей – спасибо вам ещё раз, вы знаете, насколько это нужно на дистанции.
Еще в тот момент понял, что жизнь на пробеге стала и легче, и тяжелее. Легче – сейчас мне нальют и подадут, а тяжелее – придется всё время бегать, иначе неинтересно. Для начала – пару кругов пробежались с Кириллом и Андреем Палием, поделились накипевшим, они ещё не остыли от скорости и горок, и я начинал заводиться от их энергии. Заводиться – это бежать по 6:20 вместо 6:30.
Но, так или иначе, Кирилл приехал отдать мне 3-хлетний долг, и провёл со мной в итоге все 4 часа на трассе, с небольшим перерывом, пробежав в общей сложности почти марафон, успевая болтать и обслуживать меня.
Начиная с 8-ми часов на дистанции меня не отпускала арифметическая составляющая забега, а точнее калькуляция, сколько же мне осталось кругов до намеченной цели в километрах, и за какое время я бегу круг, и как же мне надо его бежать, чтобы успеть. Выходило не очень, запаса практически не было, и на 9-м часу пришлось отменить пешие походы в горку. Ничего, не умер, зато сократил время круга на минуту. Состояние практически не менялось, есть не хотелось, а с питьём меня выручал смородиновый компот организаторов, кисло-сладкий, я на каждом круге пил его стаканами, и даже волновался, что же я буду делать, если он вдруг закончится. В общей сложности за пробег высадил больше 10-ти литров жидкости, львиная доля пришлась на этот самый компот, настолько он пришелся по вкусу.
Рассмешил под финиш Владимир Кандыбо, когда я догнал его на подъёме. Он невинно поинтересовался, сколько у меня кругов, я озвучил, и Владимира как будто укусили – включил повышенную передачу, скрылся из виду практически мгновенно, как будто только стартовал, а я только спустя несколько минут, после объявления счётчика сообразил, что у нас с ним одинаковое количество кругов, и ему вовсе не хочется отдавать место в зачете. Сопротивляться я не мог, но за счет монотонного непрерывного движения под финиш последнего круга догнал его ещё раз, заставив повторить фокус с мгновенным исчезновением с горизонта, Владимир обошел меня больше, чем на километр на последних 10 минутах.
На финишном круге перед завершением бегунам раздали мелки для рисования отметки на асфальте в момент, когда раздастся фейерверк, и со мной этот последний круг пробежали Кирилл и Таня. Под веселую болтовню все вместе заселфились на фоне финишной отметки,
приятные формальности с награждением прошли быстро и непринужденно, и наградной банан на фото символизировал мои впечатления и настроение после пробега.
Лёня со второго раза достиг заслуженной победы со своими 110 километрами без пары метров, Петр Рагойша чуть-чуть не достиг Лёню, Владислав Сосна и Владимир Кандыбо, соответственно, 3-й и 4-й, передо мной, а я стал 5-м со 103315 метрами.