Отчет по "Полесью - 2017"
Главная » Новости » 2017 » 2017_9 » Отчет по "Полесью - 2017"ПГ Полесье 2017, Camp Belarus, трек-класс, впечатления
Моё 7-е Полесье, и всё пешком.
По совокупности гонок на Мозырьском Полесье общий пробег составил 900 км, так что регион мне теперь как родной.
Всю жизнь на Полесье мы приезжали с Саней, а тут Саня ушел в забой, и его с радостью подменил Миша Суховей, с которым мы уже пару раз давали представление на дистанциях. Миша за прошедший период с прошлого года и гомельской гонки пробежал 100 км в Суздале, походил месяцок по горному Алтаю, отморозил пальцы, скинул и набрал вес и теперь был готов осилить 30 часов пешком в Калинковичах.
Гонка для трек-класса заявлялась 30-тичасовая, минимальное расстояние озвучивалось по схеме порядка 100 км, но при первом же взгляде на выданные перед стартом карты пришло понимание, что обязательная дистанция должна быть увеличена километров на 30-40, так что минимумом для победы становился опять традиционные 150 км. «Золотой стандарт» для Полесья, как сказал Паша Лысенко.
Остальные участники должны были брести, ехать, плыть по гостеприимному Полесью от 14 часов в любительских «easy» классах до 48 часов в самом длинном «Про-классе», у этих старт был в 12:00 в пятницу.
Мы же, пешеходы, стартовали в 6 утра в субботу вместе с десятком команд вело-класса. Трекеров набралось необычно много для Полесье – целых 6 команд, и все заряженные на максимальную борьбу. В основном с самими собой, но и с соперниками тоже.
Ваня Жук с Виталиком «Пикачу» Гучеком решили отквитаться за прошлое Полесье, где Виталик стер до колен ноги новыми кроссовками, Кирилл Синица соблазнил Таню Суховерхую и тем самым дебютировал в трек-классе, Саша Белый вновь заявился с Колей Стародубом (они заставили нас побегать на гомельском «Юго-Западе» под финиш, когда Мише «уже всё было понятно»), пара доселе незнакомых нам ребят Хим-Тим, а Диме Трасковскому Саша Белый посватал упорного воспитанника Алексея, которого до этого мы тоже ещё не встречали в деле.
Из-за всех рабочих моментов сборы в пятницу затянулись и выехать из Минска мы смогли уже после 8 вечера. Базовый лагерь располагался под самыми Калинковичами, в удобном для доезда месте, в лесном массиве, но добрались мы до него уже в полпервого, а пока зарегистрировались, поставили палатку, распределили вещи – уже было начало третьего ночи, спать осталось пару часов, за что мы поплатились самым жестким образом на дистанции. Встали с ощущением как будто и не ложились, с тяжелой головой, и после раздачи карт ещё долго тупили, пытаясь одновременно продумать маршрут, поесть и не забыть обязательные в гонке вещи. За всем этим пропустили общий старт и через стартовые ворота мы прошли последними, когда никого впереди уже не было видно.
Первым этапом было городское ориентирование, в виде квеста, где надо найти десяток городских достопримечательностей и ответить на связанные с ними вопросы. За каждый неправильно отвеченный вопрос полагался получасовой штраф, который, как мы узнали в середине гонки, уменьшал наше время на дистанции. Длина городского ориентирования на схеме гонки значилась «10 км», у нас же расстояние ГО превысило19 км, заняв по времени около 3-х часов. Вопросы были самые разнообразные – например, весьма оригинальный по замыслу «почем продаёт железный человек гравицапу» возле станции техобслуживания - над входом на станцию техобслуживания была установлена оригинальная фигура, напоминающая Самоделкина, на голой тележке картинга, а перед входом – висела табличка с надписью «СТО». Пока мы сообразили, что табличка имеет непосредственное отношение к вопросу – прошло немало времени и потребовалась помощь друзей.
Ну а вопрос о манипуляциях со столбиками возле памятника – достоен занесению в анналы по кривому построению фразы и вызвал бурю возмущения у непонявших нетрадиционные спряжения слов и логику составителей вопроса гонцов.
Мы на финише при сдаче карточек тут же заявили протест на начисленный нам штраф, встав в очередь таких же бестолковых.
Пока мы бегали – в городе наступило утро, мы даже смогли зайти в привокзальное кафе за добавочкой колы, поскольку бегали налегке, без обязательного снаряжения.
На первый перегон от БЛ до ПС1, по нашим прикидкам, должно было уйти около 50 км, пополнения запасов, кроме воды, там не предполагалось, и уходили мы из лагеря максимально загруженные колой, батарейками и провизией.
Была организована заброска на ПС1, который отстоял от финиша, как мы посчитали, на 20 км (при 10 указанных на схеме), но она нас спасала только уже в конце гонки, так что всю дистанцию мы всё проносили на себе. Рюкзаки вышли по весу около 4-4,5 кило каждый. Не смертельно, но 30 часов таскать – ощутимо, и на следующий день у меня было полное ощущение, что я всю дорогу занимался рывками гири, так ныла трапеция.
Каждый КП на гонке, как и в прошлом году, имел одинаковую стоимость со всеми остальными, и брать дальние КП не имело смысла, необходимо было продумать оптимально короткий маршрут с максимальным количеством КП. Вариантов было не так уж и много, и многие команды выбирали сходные пути передвижения на гонке. Так, мы на заходе на 2-й наш пикет, встретили бегущих обратно Кирилла и Таню, которые убегали на показавшиеся им выгодные пару пунктов.
Мы же этот 97-й КП брали почти 20 минут, прочесывая лес во всех направлениях.
Отдельного слова стоят картматериалы, используемые для гонки.
Растянутая устаревшая генштабовка, распечатанная на баннерной ткани годится почти для всего – ей можно накрываться от дождя, спать на ней, отгонять комаров и прочее, но ориентироваться по ней практически невозможно, эта карта ценна как исторический материал, она не пугает только матерых мультигонщиков, привычных к Полесью, но у нормальных ориентировщиков такие карты вызывают только желание никогда на Полесье не ездить.
Ну и процесс ориентирования по ней для нас выглядел следующим образом: на навигаторе я прицеливался приблизительно в ту точку, где был нарисован кружок, иногда – пытаясь угадать объект, к которому был привязан КП, иногда – отмерив расстояние от очевидных ориентиров. Дороги, тропы в большинстве случаев на карте не были откорректированы, а за 30 лет они успели исчезнуть, поменяться, появиться в другом месте и приходилось непрерывно следить за направлением, пытаясь угадать логику очередной дороги – ведет ли она от деревни к деревне или просто упрется сейчас в лесозаготовительную делянку.
В общем, КП95 мы брали 40 минут, сначала бродя по буреломам сами, а спустя некоторое время – с Пiнчуками, которые заходили на КП с севера и уже бродили тут час до нас.
Звонок Виталика директору гонки взять КП не помог и, потеряв время, некоторую долю азарта и энергии, мы вчетвером дружно плюнули на поиски и разбежались по своим планам дальше.
Заход на следующие КП особых хлопот не доставил, взяли в разумные сроки, даже вспомнить нечего, хотя Саша Белый утверждал, что тот столб, от которого мы брали азимут к муравейнику возле КП96 – вовсе даже не квартальный.
В деревне Шиичи цыганские дети наполнили нам бутылки с водой, за что я попытался вознаградить их конфетками, начав раздавать сразу по две – а детей оказалось чуть не десяток, и принимали конфеты они охотно, масштаб раздачи я осознал поздно, Миша смотрел на меня как эти дети, только злобнее, но отбирать конфеты назад рука не поднялась.
Очень взбодрила встреча с трио местных, внимательно смотрящих в колодец с утопленным ведром. По их утверждению, ведро утопил «кто-то из ваших», и нашей команде надо было срочно за это ответить. Всё происходило на бегу, мы даже не затормозили, и весь обмен любезностями свелся в взаимному обзыванию всякими нехорошими словами, которые мы пообещали передать виновным. Втайне мы надеялись, что возмездие придет к местным в виде команды Саши Белого и Коли, которые шутниками никак не выглядели, но они благоразумно оббежали деревню огородами.
Находились мы по полесским просторам знатно, наконец отвел душу, забежав за горизонт. Обычно, когда бежишь по лесу, видна только малая часть пути, 100-500 метров, а тут, бредя по полям, наша цель виднелась в ярком солнце, и, насколько хватало глаз, вокруг расстилались плоские поля, прерываемые островками леса. Поля были либо уже сжатые, либо на отдыхе, с травкой, и двигаться по этой травке приходилось с усилием.
На КП39 с триангулятором мы встретили Таню с Кириллом, наши дороги соединились, и до ПС1 бежали вместе, забежав по пути на КП41 на заброшенной взлетной полосе сельхозавиации, удивившись в который раз могучим остаткам великой страны.
Из-за несоответствия расстояния и первоначальных расчетов приходилось всю дистанцию куда-то спешить, и постоянное ощущение опоздания напрягало, заставляло бежать и лишило удовольствия созерцать окрестности.
На ПС1, который должен был закрыться в 8 вечера, мы успели за 20 минут до закрытия, вскоре прибыли ещё соперники, стало многолюдно. Терпеливые и добрые волонтеры напоили горячим чаем, которого я в себя влил несколько стаканов, накормили похлебкой (борщ? Но почему там были макароны? Ничего не помню). Азимутальное ориентирование отбегали очень быстро и очень неточно. Миша уверенно брал азимут, ни капли не сомневаясь, пер как танк, излучая спокойствие, я пытался успеть отследить расстояние по GPS, но на скорости сбивался, и в результате нам зачли получасовой штраф, как и большинству остальных соперников.
Тут же мы узнали, что штрафное время, в том числе за город, не прибавляется к общему времени, а отнимается от контрольного в 30 часов, т.е. наше время на дистанции сокращалось на время штрафа. Миша объяснениям маршала не поверил, позвонил директору гонки, переспросил. И по итогам препирательств наше время на дистанции сократилось до 29,5 часов. Штраф за город продолжал висеть, но мы были готовы его оспаривать, и считали эти полчаса своими.
С ПС1 мы вышли без четверти 9, до КП40 было, по прикидкам, 12-15 км, времени гонки оставалось всего ничего – 13,5 часов, ощущение опоздания стучало в голову.
С наступлением темноты в полный рост встала проблема недосыпа, и через пару часов от выхода с ПС1 я перестал себя контролировать на ходу, появилось ощущение того, что если я закрою глаза, даже моргая – то просто усну на бегу. Скорость падала до 4 км/ч, надо было что-то делать, а точнее - поспать. Миша испытывал подобное в меньшей мере, но согласился прикорнуть под сосной, сторговав половину с моего заявленного времени в час. Отошли от дороги на метр, повалились в иголки, и следующий раз я открыл глаза через полчаса, с полным чувством, что я просто моргнул. Миша замерзал, и потребовал продолжать движение. Удивительно, но получасовой сон принес облегчение не только голове, но и ногам, мы смогли уже бежать, и меня не валило на ходу в разные стороны.
КП40 мы взяли уже с Димой и Алексеем, причем Дима подсказал нахождение пункта издали, сэкономив нам время и нервы.
Дима выглядел скучающим, Лёша – уже находившимся до предела, и для сохранения здоровья напарника ребята озвучили план минимизации взятия КП, мы поспешили дальше, чтобы отключиться под сосной ещё на 20 минут, после взятия следующего пункта, КП82.
На сей раз спали по просьбе Миши, но с моей стороны не было никаких возражений. Миша ко сну подготовился, на этот раз укрылся спасодеялком, и разбудили нас сначала парни, взяв КП у нас над головами, а потом – и Таня с Кириллом, наконец догнавшие нас с ПС1.
Дальнейший путь со взятием одной точки из созвездия вновь прошел вместе с ребятами, мы попытались оторваться, поверив хорошо расчищенной просеке, которая завела нас в непролазный бурелом, но вновь встретились уже перед самым пикетом.
Традиционное тупое ломилово по дороге предварилось мокрой травкой на поле, мы впервые замочили ноги на гонке, это добавило ощущений намятым ступням. За всю гонку ноги меня не беспокоили, но кроссовки нарезали краем косточку, только зажившую после ТрансУрала, и свежесодранная кожа радости не приносила.
В полседьмого пришел рассвет, ещё без солнца, но можно было убрать фонари, а к семи утра мы прибыли на ПС3, оставив за 25 часов гонки за спиной 125 км.
Там уже были Ваня с Виталиком, проходящие техэтап, и мы сразу полезли вслед за ними.
Техэтап был что надо – на запруде с вонючей водой, предстояло переправиться через водную преграду по навесной переправе и на плоту из строительного поддона. Я по праву капитана выбрал навеску с уклоном вниз, навеска провисала до воды, и пришлось погрузиться в прохладную воду. Ни кроссовки, ни одежду перед переправой я не снимал, на плоту не удержал равновесия, упав как жаба в пруд, и всю дорогу до финиша меня сопровождал мерзкий запах тины от одежды.
Вышли с ПС3 почти одновременно с парнями (к тому времени Таня и Кирилл уже добежали до ПС и проходили техэтап), но ребята решили поспешить в лагерь, до которого по птичке было почти 15 км, а времени оставалось всего 4 часа.
Мы же рвались за славой и попытались взять пункты по пути. С 94-м ничего не вышло, мы в очередной раз потеряли время, спустя полчаса от начала поисков мы сдались и поковыляли дальше. КП86 через подвесной мостик над Ипой мы взяли без потерь, по дороге стали регулярно попадаться команды ПРО, спешащие навстречу с этапа сплава на ПС3, и практически весь путь по гравейке от Клинска до Горбовичской Рудни мы бежали, прервавшись на взятие легко берущегося КП93. Миша на ходу съел все обезболивающие, до каких смог дотянуться, меня же в моём организме беспокоило всё сразу, но ничего конкретного. Скорость мы держали до 7:30 на км, при повышении темпа у меня шла носом кровь, ориентироваться уже не было нужды, просто надо было дотерпеть. До лагеря мы добрались в 11:12, затратив таким образом на прохождение 150 с лишним км 29 часов 12 минут. Все трекеры уже были в лагере, и отпозировав Саше Горбацевичу, мы пошли сдаваться.
Сюрпризом нам стал неснятый штраф за городское ориентирование, и речь пошла о дисквалификации. Попытки поймать Михаила, директора гонки, в конце концов увенчались успехом, нам удалось прийти к компромиссу, мы остались в игре, но постановщик 95-го спорного КП отказался признавать ошибки, переложив их на нашу невнимательность, и в результате, после вывешивания итогов гонки, Кирилл меня поздравил со вторым местом, аккуратно вслед за ними с Таней. Смешанная команда в очередной раз умыла мужиков, но сейчас получилось не так чтобы обидно, хоть «отдаленные надежды тревожат сердце иногда». Команда гродненцев одолела дистанцию третьими, удивив нас своей выносливостью и неизвестностью.
Как итог – прекрасная гонка для любителей длительного нахождения на дистанции, ознакомления с очередными лесами, полями, болотами (ранее невиданными) и общения с единомышленниками. Организация как всегда, отличалась теплой атмосферой, радушием волонтеров, всё было сделано для гонцов, чтобы Полесье запоминалось своей симпатичной стороной.
Наш трек:
http://aerobia.ru/users/25022/workouts/1784654
Официальный фотоотчет:
http://velootchet.org/travel/polessjerace17/
Протоколы:
http://www.obelarus.net/results/2017/170924r_palesse.htm#m2
Обсуждение гонки на форуме "Поехали!":
http://forum.poehali.net/index.php?board=21;action=display;threadid=118315