Ближайшие пробеги

02 Ноябрь 2024
Место проведения: д.Леплевка, 50км от Бреста
XX Брестский ночной полумарафон-ориентирование. XV Рогейн памяти Михаила Карпеша.
03 Ноябрь 2024
Место проведения: Молодечно
Открытый кубок Молодечненского р-на по часовому бегу
03 Ноябрь 2024
Место проведения: д. Вязье, Осиповичский р-н
Дикий трейл
24 Ноябрь 2024
Место проведения: Минск
Парковый марафон

Друзья

ПроБЕГ в России и мире

Сайт федерации легкой атлетики

Первая тайминг компания

Беговая лига

Дарида

game-stream

Забег

Минский зоопарк

Дельфинарий NEMO

Клуб любителей бега «АМАТАР»


"Зима минус 100" - впечатления!

Главная » Новости » 2017 » 2017_1 » "Зима минус 100" - впечатления!

"На сегодня самую неизбывную тоску для меня представляет вот эта картинка (уже заказал себе в мегаформате, чтобы всё время была перед глазами на стене):

Для меня тут воплощено всё: обреченность, безнадёжность, бесконечность и всё такое прочее.

Красивые ёлочки по сторонам дороги, лёгкий снежок – а мне вновь чудятся ощущения опухших от нагрузки голеностопов, которой не видно края, потому что дорога уходит за поворот и там ей нет конца, мельтешащий перед глазами снег на протяжении 10 часов, бликующий в свете налобника и непрерывно оседающий на меня холодным покрывалом, голод от невозможности засунуть в себя любую твердую пищу и холодящий все внутренности ледяной чай.
В общем, итог и мотив моего участия в гонке приблизительно понятен.
Зачем я погнал на эту гонку – мне самому абсолютно непонятно. Себя я испытывал в разных условиях, твердость воли и характера в чем только не выковывал, но тренировки и подготовку к подобным длительным забегам никто не отменял, а проскочить наудачу в таком непонятном деле, как сто км бегом зимой, не удавалось никому мне известному.

Но за декабрь удалось соблазнить Кирилла Синицу, записался Паша Лысенко, заявился Саня Сидоревич – и тут уже мозг отключился, и я занес себя в список страдальцев без особых колебаний.
Саня-напарник, как обычно, с темы соскочил, оказался самым благоразумным.

Гонка, как было заявлено с самого начала – на 100 км, из конца в конец, линейная. Начало – в Вязынке, старт от дома-музея Янки Купалы, в честь 135-летия которого мы и бегали, промежуточная точка G на середине дистанции – в деревне Жуковка, финиш, через Вячу, Острошицкий Городок и Раубичи – где-то в лесу в Уручье (Минск, стало быть).

По ходу предполагалось посетить 6 контрольных пунктов – географических объектов (мостики, дорожные указатели), на фоне которых надо было запечатлеть себя на фото. Трасса немаркированная, указателей нет, всё в карте или в навигаторе, для которого предлагался трек.

Добирание до старта не предполагало разнообразия, практически все гонцы набились в одну электричку. КЛБ Аматар приобрёл подавляющее преимущество среди трекеров – кроме нас с Пашей и Кириллом зарегистрировались Володя Кандыбо (оказалось, что у него сегодня выпал День рождения на этот день), щучинцы Виктор Лисовский и Антон Окромешко. С шутками-прибаутками зарегистрировались в тепле вагона, и в утренней темноте все знакомые лица, ещё не предполагающие всего масштаба, высадились с сумрак, сугробы и падающий снег. За те долгие минуты, что прошли до старта, мы успели подмерзнуть, упаковать заброски на финиш, послушать брифинг Светы, которую пытался допросить по-беларуски корреспондент местной газеты (это химически чистого москаля!), и вот мы уже нечувствительно бежим через чуть успевшую надуться стартовую арку вслед за плотной группой велосипедистов, которых стартовало 44 человека. Бегунов было 16 единиц, ещё 3 человека выбрали лыжи. По прикидкам организаторов, время преодоления было заявлено 8 часов для велосов и 12 часов для пешиков. Мои самые пессимистичные планы были в районе 15 часов, чтобы финишировать «до закрытия метро». Сразу после старта стало понятно, что по той каше, что уже образовалась под ногами, время стоит начинать корректировать в сторону увеличения, но больше 16-ти часов передвижения мне даже в голову не приходило. К этому и подготовился. Со старта группа оптимистов ушла вперед, я же периодически пересекался со щучинцами, Ваней Жуком и редкими велосипедистами, оставшимися в арьергарде.

Пока бежали до первого КП на дамбе водохранилища за Радошковичами – могли крутить головами на предмет изучения красот. То, что годами вдохновляло Янку Купалу на его творения, было нами изучено и истоптано за один световой день. Начиная с полшестого (каламбур) окрестные красоты сузились до пляшущих перед глазами снежинок, и видели мы только тропу перед собой.

До этого самого первого КП – можно было бежать по снежной каше, но уже вскоре после – пошла тропежка по снежной целине вдоль Вилейского канала, лидеры видимо перешли на другую сторону, следов велосипедистов перед собой мы тоже не видели, и пару километров я слушал за собой хриплое дыхание Вани, поспевающим за мной по пухлому снежному ковру. Вообще с Ваней мы бежали довольно долго, успели обсудить напрашивающуюся срезку на 2-е КП, но решили не испытывать судьбу в нетронутом снегу, а ко 2-му КП я уже полностью от Вани оторвался, и на фоне дорожного знака запечатлел уже компанию Виктора и Антона.

По прошествии пары-тройки часов можно было начинать думать о жизни. У меня для этого была пара литров сладких жидкостей, гора гелей, батончиков и прочих ништяков, которые я закидывал в себя по расписанию. Расписание варьировалось произвольно, по моему хотению, хотя и старался закусывать более-менее равномерно. Погода стояла прекрасная для созерцательного наблюдения где-нибудь над лункой Минского моря – лёгкий минус, почти полное отсутствие ветра, но гора снега под ногами и продолжающийся снегопад не оставляли никаких надежд на удовольствие от дистанции – на всем протяжении она (дистанция) превращалась в тропежку, ломежку и вообще силовую работу, особенно стопой. После КП №2 я стал на некоторое время спутником Виктору и Антону, поболтали за жизнь, но к 30-му километру стал испытывать судорожные позывы во внутренней поверхности бедра, и приятная заранее химия пока не спасала. Пришлось принять дополнительную ударную дозу химикатов и снизить темп, и в конце концов щучинцы от меня убежали, оставив в гордом одиночестве.

Иглы от судорог не давали толком трусить практически до половины дистанции, до точки G, заставляя страдать и не показывать вида под хмурыми равнодушными взглядами доблестной родной милиции и прочих органов, готовившихся перекрыть трассу для проезда неизвестно кого близ деревни Средняя. На 3-м КП, преодолев марафон «из 6-ти часов», трусил вослед страдающим велосипедистам и парочке незнакомых трекеров, которые манерой бега не оставляли сомнения, что 100 – явно не предел.

Последние пара км перед точкой G прошли по обочине оживленной трассы Р58 (Долгиновский тракт, что на Вилейку), двигаться по краю дороги было невозможно, приходилось отскакивать в плотный снег на обочину.

С мокрыми ногами, остаточными судорогами и облегчением добрался за 7 с четвертью часов до 51-го километра с пунктом питания, пресловутой точки G, что в деревне Жуковка.

На остановке в деревне паковали велосипеды нахлебавшиеся лиха красивые велосипедисты, я же себя чувствовал обычным помойным котом, у которого нет иной судьбы, кроме как шариться вне зоны комфорта.

Встреча на ПП была выше всяческих похвал, ребята-волонтеры крутились как ужаленные, подкармливая костерок с мокрыми дровами и таких же мокрых замерзающих без движения гонщиков. Я набрался наглости и вообще ничего не делал для добывания пищи, кроме высказывания пожелания волонтеру Ане, живо напоминая о гостеприимном прошлогоднем КП «Аношки», она и наполнила бутылочки с водой, и подала сладкий чай. Разве что прошлогодней теплой избы очень не хватало, зато рассиживаться не было возможности, начинало подколачивать. Виктор и Антон вскоре после моего прибытия убежали, обогнавшие меня парни решили оставаться и ждать автобус, я же, выйдя через 20 минут отдыха и встретив на выходе Ваню, двинул на вторую половину приключений. Как оказалось - и смело, и глупо. Все ощущения и приключения были впереди. Километр противной обочины быстро окончился, и вновь пошел обычный слаборазметенный грейдер.

В работающем магазине вёски Шепели выбрал из всей имевшейся сладкой газировки наиболее нейтральный квас и глушил его несколько километров, жалко было выбрасывать.

В 6 часов вечера (через 9 часов после старта) пришла ночь и я включил фонарь, все окрестные красоты сузились до пятна света диаметром несколько десятков метров и мельтешащие яркие снежинки стали моими спутниками на всю оставшуюся дорогу. Где-то тут я позвонил жене и напарнику, пожаловаться на судьбу – на кашу под ногами, на усталость и одиночество. Тогда я даже не подозревал, что 60 км – это ещё даже не середина пути, и на 40 последних км я затрачу больше времени, чем отшагал к этому моменту. Но всё это я узнавал не сразу, постепенно.

К крупной деревне Юзуфово снег усилился, на открытом месте задул ветер, но недавно прошедший трактор позволил добраться до очередного магазина со скучающей тётей-продавщицей до закрытия. От испуга, что закончится вода, закупил целый литр Нести, который некуда было деть, так протаскал его в карманах куртки всю дорогу, сохранив в относительном тепле.

КП в Соломоречье меня подкосило своей сложностью взятия. К 70-ти км и почти 11-ти часам на ногах мозг уже постепенно усыхал и я сделал круг к обозначенному на легенде «старому мосту», вместо того, чтобы запечатлеться на его фоне с нового моста. Тут меня настиг уже встречавшийся на пути велосипедист и мы, пофотографировавшись в очередной раз, расстались вновь, пожелав друг другу удачи.

Дорога, если до этого порождала ощущение бесконечности, то сейчас эта бесконечность начинала увеличиваться в квадрате, я понимал, что надежды на 15 часов похоронены давно, и 16 тоже маловероятны. В поселке Вишневка застал какое-то движение людей, чтобы не слепить – отключил фонарь, и пару километров шел как обычный человек, а не как астронавт во враждебном космосе.

После вторичного пересечения Долгиновского тракта на лесной дороге был немало удивлен летучкой пары экипажей ГАИ, выглядящими светящимися скелетиками. На меня они смотрели молча и угрюмо, видно, их специально так тренируют, и в ответ на моё приветствие только один смог выдавить «Здравствуйте». На том и расстались.

Перед дачами в районе Вячи перед 5-м КП встретились вновь с велосипедистом Андреем (там и познакомились), и лесную дорогу местами по середину голени в снегу топтали вместе, став невольными напарниками. По словам Андрея, в седле он смог осилить 70% от пройденной дистанции, что на мой взгляд было много, но сейчас ехать было невозможно, даже на грейдере в деревне заднее колесо шло юзом, и предстоящие 20 с лишним км обещали быть с велом в руках.

Расставаться с Андреем не хотелось, но темп движения с великом был пониже моего обычного шага, и я попробовал пару километров провести велосипед в руках, чтобы не замерзнуть. Оказалось весьма непростым делом, и за это время у меня успели закостенеть плечи, пару раз я получил подножкой и педалью по голени, и асфальт в Острошицком Городке оба восприняли с облегчением. Городок, как оказалось, обслуживали по высшему разряду, и на очищенном асфальте Андрей смог наконец ехать, и вскоре скрылся впереди, я планировал нагнать его в лесу, на глубоком снегу, который к этому моменту и не думал переставать идти. Но, как оказалось, Андрей свернул с асфальта в направлении КП где-то в неправильном месте, и мы больше с ним не виделись. Но в тот момент я этого не знал и надеялся, что он всё ещё передо мной, и скоро по велоследу я увижу живую душу.

Но, забравшись на горку в Раубичах (которая «в морду растет»), я понял, что быть мне одному до самого финиша.
С этого момента, с полуночи и 90-го километра, началось моё неуклонное угасание. Одновременно с возраставшим ощущением приближающегося финиша у меня пропадала вся энергия, способность есть и пить, я не мог ускоряться и греться от движения, мысли начинали замерзать и путаться. Так, от начала движения по открытому пространству до того момента, пока я сообразил и смог одеть флисовую шапку вместо тонкого баффа – прошло почти полчаса, а об одевании самого себя и речи не было – я не мог сообразить, как это сделать – остановиться, скинуть рюкзак, достать спасодеяло, закутаться в него, опять одеть рюкзак – эти ерундовые действия у меня вызывали ступор. И только в Лесковке, за 5 км до финиша, под фонарями поселка, когда я понял, что окончательно замерзаю на пустяковом морозе, что ещё чуть-чуть – и я сяду в снег – только тогда смог взять себя в руки и проделать процедуру. Сразу стало теплее, и перестало хотеться ломиться в первую попавшуюся дверь с призывами приютить и обогреть, желательно – с горячим чаем. Если до встречи с Андреем я наконец прослушал от начала и до конца «Онегина», то от момента расставания до начала финишной трассы я успел его продекламировать про себя, и финишные 3 км по лесной просеке я шел под бодрые бессмысленные звуки маршей, 17 минут на км прекрасно укладывались в концепцию. Я ничего не мог запихнуть внутрь себя из еды, твердая пища сопровождалась спазмами, от запаха гелей становилось дурно ещё на входе, я мог только пить потихоньку оставшийся Нести. Более того, я был готов к тому, что на финишной поляне никого не будет живого, а будет лишь растяжка и мой одинокий рюкзак под сосной, но бегущие мне навстречу огоньки налобников выпрямили подгибающиеся колени и сразу расхотелось упасть в пушистый снег, а наоборот, захотелось ванны и сухих носков. Финишировал я свои 103 километра за 18 часов 45 минут, оказавшись 7-м из пешеходов, первыми были (16:11) Кирилл Синица с отмочившим номер Саней Сидоревичем, выстрелившим на такой дистанции без практического опыта. За мной ещё где-то брел Ваня Жук и шли бодрые Леонид Анацко и единственный дошедший лыжник Антон Стычневский.

Встретившийся мне на пути Андрей Палий появился на финише спустя почти 2 часа после меня, но он оказался не последним упрямым велосипедистом, были и поупрямее – ещё один парень финишировал в 8:36, за полчаса до истечения контрольного времени в одни сутки.

Трейл был всем хорош - и прекрасные виды на протяжении всего пути (то, что на темноту попало - проблемы медленных участников), и сверхдемократичная цена, отличная карта, прекрасные волонтеры, доброжелательные орги и судьи, беспроблемное добиралово - и до старта, и до финиша. Но вот дистанция оказалась в этот раз труднопреодолимая по физическим кондициям, основную беду представляла глубокая снежная каша, и нагрузка явно превысила мою готовность. Дошел исключительно на опыте, нервах и зубах, с потерей обоих голеностопов – опухли до состояния потери передвижения на пару дней.

Спустя несколько дней наконец могу смотреть на снег из окна без содрогания, но мысль о начале бега только лишь когда появятся первые зеленые листочки - ещё не оставляет меня."

======================================================================================================================

Как сказал наш один общий знакомый, прочитав этот отчет, желание дописывать свой (наполовину уже написаный) пропало напрочь. Лучше, чем здесь, впечатления не передать... Значит в большей или меньшей степенни всем хватило в этой ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ гонке.  Вы все - МУЖИКИ! и ГЕРОИ!

Но вы нужны еще своим семья, близким и друзьям! Внесите этот отчет в закладку и перечитывайте перед регистрацией на очередную, хотя бы зимнюю гонку!

Ваня, тебе желаем скорейшего восстанавления физического и психологического. Не надо ждать "зеленых листочков" :))) Возвращайся скорее к ЗДОРОВОМУ и ЗДРАВОМУ бегу!

Иван Х. 23 янв 2017 в 15:34 # Ответить
Коллеги, благодарю за отзывы!
На всякий случай - автор не ручается за точность воспоминаний и имеет право на вымысел. Но по свидетельствам очевидцев - вышло похоже, так что очень рад, если кому-то понравилось.
Ирина 05 янв 2018 в 18:18 # Ответить
Ваня, ты супер! и пишешь круто и морально силен!

ОтменитьДобавить комментарий